Безопасность продуктов питания
Внеклассное занятие для 6-го класса
Образовательные стандарты нового поколения (ФГОС) базируются на системно-деятельностном подходе. Нас, учителей, волнует вопрос: как организовать современное занятие, сформулировать цели с позиции планируемых результатов образования, каким учебным планом вооружиться, какие методы обучения выбрать — одним словом, как работать по-новому?
Основная идея данного подхода состоит в том, что знания не преподносятся детям в готовом виде, а они сами открывают их во время исследовательской деятельности. Задача педагога не в том, чтобы все рассказать и показать, а в том, чтобы сопровождать учебный процесс, готовить дидактический материал для работы, организовать различные формы сотрудничества, условия для самоконтроля и самооценки со стороны школьников.
Цель преподавателя — научить ребят самостоятельно добывать, систематизировать, обобщать и применять знания, а потом осмысливать проделанную работу (т.е. осуществлять рефлексию своей деятельности). Педагог создает проблемную ситуацию, ученики обсуждают ее; затем ребята осуществляют самостоятельный поиск, а учитель управляет их деятельностью; а в конце идет обсуждение результатов.
Этапы такого занятия: 1) мотивация; 2) актуализация знаний; 3) выявление места и причины затруднения; 4) построение проекта выхода из затруднения; 5) реализация проекта; 6) первичное закрепление, работа с самопроверкой по эталону; 7) повторение; 8) рефлексия.
Представляю вашему вниманию сценарий занятия, построенного на системно-деятельностном подходе.
Цели занятия: развить умение искать и применять информацию; научить использовать знания о продуктах питания.
Задачи:
Предметные:
1) закрепление и углубление представлений о правильном питании, пополнение словарного запаса;
2) продолжение работы по формированию мотивации к ведению ЗОЖ;
3) расширение знаний учащихся о пищевых добавках.
Метапредметные:
1) продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, оформление выводов);
2) развитие коммуникативных навыков.
Оборудование:
— компьютер, медиапроектор, экран, слайд с изображением испорченных продуктов, видеофильм «Пищевые добавки»;
— плакаты с высказываниями по теме занятия;
— крепящиеся к доске карточки с рисунками и подписями о ЗОЖ;
— корзина с вредными продуктами питания (упаковка творога с истекшим сроком хранения, баночка йогурта со вздутой крышкой, девять популярных среди детей продуктов с пищевыми добавками);
— буклеты с информацией о пищевых добавках и лупы (по количеству учащихся);
— три рабочие карты.
Ход занятия 1. Оргмомент
(создание мотивации к работе)
(Если ученик мотивирован, то следует вызвать у него готовность к восприятию. Каждый ребенок должен стремиться проявить себя, быть заинтересованным в результате занятия - «Хочу учиться. Могу учиться».)
— Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас.
Прежде чем приступить к работе, давайте прочитаем пожелание к сегодняшнему занятию. (Один из учащихся озвучивает написанное или прикрепленное к доске высказывание: «Принимайся за работу с хорошим настроением!».)
Как вы понимаете это выражение? (Если человек начинает что-нибудь делать в хорошем настроении, то у него все получается, ему легче выполнять любую работу.)
Правильно.
А какое настроение сейчас у вас? (Хорошее.)
Значит, у вас сегодня все получится.
О чем мы с вами говорим на наших занятиях? (О здоровье.)
(Педагог обращает внимание ребят на афоризмы на доске:
«Здоров будешь - все добудешь», «Здоровье не купишь», «Здоровье дороже богатства», «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье и счастье не живут друг без друга».)
Сегодня мы продолжим разговор на эту тему, и у вас будет возможность узнать много нового и интересного.
2. Актуализация знаний и фиксация возникших затруднений
(Важно, чтобы ребята приготовились размышлять, а при обнаружении затруднений у них появилась потребность к действию - поиску ответа.)
(Педагог зачитывает эпиграф.)
— А вот почему именно это высказывание я выбрала в качестве эпиграфа к сегодняшнему занятию, вы узнаете в процессе работы.
С чего мы обычно начинаем каждое занятие? (С повторения.)
Тогда давайте прежде всего ответим на вопрос: что такое здоровый образ жизни? Согласны ли вы, что вести ЗОЖ — это.... (на доске карточки: заниматься спортом; соблюдать правила гигиены и режим дня; правильно питаться)?
Ребята, а что значит правильно питаться? (Вовремя принимать пищу, употреблять только полезные продукты.)
Совершенно верно. А вот что сказал об этом Л.Н. Толстой: «Если бы люди питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своей душой и телом».
Давайте посмотрим, какие же продукты чаще всего покупают школьники. Сегодня они находятся у нас в классе (учитель достает корзину с продуктами).
Что бы вы купили из этого? А кто бы это не купил? Почему? (Потому что это вредно.) Верно.
Кто еще так считает?
Кто из вас засомневался: вредно это или нет? А почему это вредно? (Не знаем, не можем определить.)
Хотите узнать? (Да.)
Как вы думаете: какова цель нашего занятия? (Научиться отличать вредные продукты от полезных.)
Вот мы и узнаем, как правильно выбрать продукты питания, неопасные для здоровья.
(Дети разбиваются на три группы, каждая получает рабочую карту, куда записывается тема занятия.)
3. Выявление места и причины затруднения
(Школьники фиксируют проблему, которая возникла на их пути, - отсутствие знаний для решения исходной задачи.
Они говорят: «Мы не смогли дать ответ, почему эти продукты опасны».)
— Почему? (У нас не хватает знаний.)
4-5. Построение и реализация проекта выхода из затруднения
(Ребята должны сформулировать шаги, которые необходимо предпринять для реализации поставленной цели.)
(Педагог выдает детям просроченную упаковку творога.)
- Ребята, я предлагаю вам исследовать этот продукт. Он опасен. Объясните: почему?
(Ответы детей: истек срок его годности.)
А чем опасен этот творог? (После его употребления возможно отравление.)
Итак, на что в первую очередь необходимо обращать внимание при покупке продукта? (На срок годности.)
Занесите эти данные в рабочую карту.
Критерий первый: продукты питания опасны, если... (окончился срок их годности).
Предлагаю исследовать йогурт. (Учитель дает ребятам баночку йогурта.)
Что можно сказать об этом продукте? (Срок его годности не истек.)
Значит ли это, что такой продукт не опасен, годен к употреблению? (Мнения могут разделиться, если кто-то из ребят заметит, что упаковка вздута.)
А почему на баночке вздута упаковка? (Этот продукт неправильно хранился.)
Так всегда ли мы можем быть уверены в безопасности продукта, даже если срок его годности не истек? (Нет, только тогда, когда он правильно хранился.)
Итак, каков второй критерий опасности продукта? (Нарушение условий его хранения.)
(Группы фиксируют информацию в картах.)
Продолжим. Признаками окончания срока годности и неправильного хранения продуктов являются...
Посмотрите на слайд и закончите высказывание устно, а затем запишите его.
(Слайд: баночка со вздутой крышкой, хлеб с плесенью и пр.)
Чем опасны такие продукты для здоровья? (Они вызывают расстройство желудка, кишечника, рвоту и т.д.)
Есть еще один, третий, критерий опасности продукта. Узнаем о нем от специалиста.
(Школьники смотрят видеофильм «Пищевые добавки».)
Пищевые добавки - это вещества, добавляемые к продуктам с целью улучшения вкуса, повышения питательной ценности или предотвращения порчи.
Пищевые добавки применяют, чтобы сохранить продукты во время перевозки, хранения и использования.
Пищевые добавки обозначают буквой Е. Среди них есть как безопасные, так и вредные для организма человека.
Существуют продукты, не содержащие пищевых добавок. Это свежие и натуральные фрукты, овощи, зелень, свежевыжатые соки, свежие мясо и рыба, мед, домашнее варенье.
Значит, что еще может являться причиной опасности продукта? (Наличие пищевых добавок.)
Итак, продукт питания может быть опасен, если. (в нем имеются пищевые добавки).
Запишите в рабочую карту.
6-7. Включение полученной информации в систему знаний
(Первичное закрепление, работа на самопроверку по эталону - выполнение заданий с использованием нового способа действия, повторение.)
- Предлагаю вам продолжить работу в группах, но теперь уже в качестве экспертов в пищевой лаборатории. Необходимо изучить упаковки продуктов и выяснить, насколько они опасны. Свои исследования фиксируйте в рабочей карте.
(Группам выдаются продукты, буклеты с информацией и лупы.)
- После исследования поделитесь с одноклассниками: какие продукты не стоит покупать и почему?
(Ребята выполняют задание.) Отчет школьников (Дети зачитывают название продукта, содержащейся в нем вредной пищевой добавки и ее характеристику.)
1- я группа. 1. Пепси: Е-150 подозрительная, Е-338 - ведет к расстройству желудка. 2. Йогурт: Е-330 - может привести к онкозаболеваниям, Е-331 - провоцирующая появление сыпи. 3. Дирол, пластины: Е-330 - см. выше.
2- я группа. 1. Айрн-Брю: Е-211, Е-330 - см. выше. 2. Кириешки: Е-621- ведет к нарушению зрения, расстройству психики, вредит растущему мозгу. 3. Шоколад: Е-476 - нарушение обменных процессов организма и увеличение печени и почек (при частом употреблении данного продукта).
3- я группа. 1. 7 up: Е-211, Е-330 - см. выше. 2. M&m's: Е-150, Е-171 - подозрительные; 3. чипсы: Е-621 ( глютамат натрия) - нарушение зрения, расстройство психики, вред для мозга.
- Вот что говорит об этом веществе врач-педиатр: «Глютамат натрия наносит непоправимые повреждения растущему мозгу, портит зрение, нарушает работу нервной системы.
Из продуктов с пометкой Е-621 дети не получают нужных микроэлементов и витаминов. Ведь такие продукты их попросту не содержат. А это уже само по себе неизбежно ведет к отставанию в учебе, болезням и проблемам поведения (ребята становятся гиперактивными, то есть начинают чрезмерно двигаться во время урока, плохо контролировать себя, делаются невнимательными)».
Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку. Теперь вы поняли, почему я выбрала это высказывание в качестве эпиграфа? (Ответы ребят.)
Подведение итогов исследования
- Какие выводы вы сделали сегодня для себя из проведенных исследований? Что вы можете порекомендовать своим родным и друзьям?
Советы по употреблению продуктов питания:
- Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
- Не покупайте продукты с истекшим сроком хранения.
- Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.
- Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.
- В питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно.
8. Рефлексия
Ребята отвечают на вопросы педагога:
- Какова была цель работы на сегодняшнем уроке? (Научиться правильно выбирать продукты питания.)
- Где вы сможете применить полученные знания? (В магазине при покупке продуктов.)
- На что надо обращать внимание при покупке продуктов? (На срок и условия хранения, а также на пищевые добавки.)
- От каких продуктов вы откажетесь после этого занятия?
Заключительное слово учителя:
- Я хочу рассказать вам одну притчу.
Когда-то к Насреддину пришел пациент с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел. Когда тот ответил, что он съел на обед, Насреддин прописал ему глазные капли. Этот человек очень удивился: «При чем же здесь капли для глаз, если болит живот?». И тогда Насреддин ответил: «В следующий раз ты сможешь видеть, что ешь».
- Ребята, будьте внимательны при выборе продуктов. Проанализируйте, как вы питаетесь, и постарайтесь ликвидировать свои ошибки.
Возьмите себе на память эти буклеты (педагог раздает их детям), здесь много полезной информации по теме нашего занятия. Всем спасибо за работу!
(Учитель прощается с детьми до следующей встречи.)