город Арзамас

Арзамас и его достопримечательности

Геральдика Арзамаса

 

Исторический город Арзамас прославился своей крепостью, которая изначально стала основой города. В 1552 году крепость приказал заложить Иван Грозный во время своего третьего похода на Казань. В это время и была основана крепость на месте древнейшего эрзянского поселения.

Заслуга Арзамасской крепости в обороне юго-восточных рубежей государства неоценима, потому и отображена она на городском гербе. Сам герб имеет форму щита, поле герба разделено на два стропила: верхнее - красное, нижнее - зелёное. Официально герб утверждён 16 августа 1781 года указом императрицы Екатерины II.
Герб Арзамаса

Считается, что идея создания герба относится к петровской эпохе, в то время, когда по указу Петра I была создана Герольдмейстерская контора в 1722 году. Именно тогда в Россию был приглашён граф Франциско де Санти из Италии, который и возглавил работу над созданием гербов. Гербы полагалось размещать на полковой амуниции и знамёнах, каждый полк получал название и герб того города, в котором располагался для продовольственного обеспечения. Арзамасский герб нарисован приблизительно между 1725-1727 годами во времена правительства Екатерины I. В Законах Российской империи описание герба не найти, но "читался" он достаточно просто. Изображённые на гербе стропила, которые жаловались в знак особого отличия, можно найти лишь на гербе Арзамаса. Смыкающиеся остриями стропила символизируют военную схватку, в которой будет один победитель - верхнее стропило. Это победоносное стропило окрашено в красный цвет - цвет герба Москвы, а вот побеждённое нижнее стропило - зелёное - цвет ислама. На протяжении столетий герб города видоизменялся, но в 1993 году городские власти вновь утвердили этот старый герб Арзамаса. Мэр города 19 ноября 1993 года официально подтвердил этот городской герб со всеми присущими изменениями.

Геральдика Арзамаса также представлена и флагом, соответствующим гербу, и также утвержденного указом императрицы Екатерины II 16 августа 1781 года. Флаг Арзамаса представляет собой прямоугольный геральдический щит, у которого основание равняется 8/9 высоты, в нижней части выступает острием и с закругленными нижними углами. На золотом поле щита всё те же два стропила, что изображены на гербе, сходящиеся в центре остриями - красное и зелёное. При этом оборотная сторона арзамасского флага является зеркальным отображением его лицевой стороны.


Постановлением Городской Думы официально был утверждён флаг Арзамаса. 

На флаге нашли своё отображение основные элементы герба – зелёные и красные стропила на жёлтом фоне. А вот каково происхождение самого герба до сих пор не совсем ясно. Версий на данную тему существует намного меньше, чем версий на тему того, откуда взялось название самого города. 

Одна из версий о происхождении герба города Арзамас гласит, что придумал его иностранец, который приехал в Россию служить Петру I. Поэтому-то герб оказался спроектирован по всем правилам европейской геральдики того времени. Для смыслящего в геральдике человека герб Арзамаса – это открытая книга, по которой можно прочесть его историю XVII века, поскольку у каждого элемента герба есть своё, символическое значение. Например, красный цвет указывает на русских, а зелёный – на мордву. Если с красным и зелёным цветом более или менее ясно, то жёлтый ставит исследователей в тупик. Одни считают, что поскольку жёлтый в геральдике ассоциируется с золотом, а территория, на которой расположен город, входила в состав Золотой Орды, то жёлтый на гербе Арзамаса указывает на татар. А другие думают, что жёлтый тут как раз – цвет мордвы, а вот зелёный – татар, тем более, что зелёный цвет – это традиционный символ ислама.

Флаг Арзамаса

С щитом герба Арзамаса тоже не всё ясно. Так, официально он имеет французскую форму, но на гербе, который украшает железнодорожную станцию Арзамас-1, форма щита польского типа. И это притом, что согласно распоряжению Петра I в основе российских гербов лежит как раз французский щит.

Немалый интерес предоставляют символы, изображённые на гербе – стропила красного и жёлтого цветов. Стропило зелёного цвета (расположено снизу) символизирует рыцарские шпоры и мужское начало. Красное стропило, к тому же перевёрнутое, означает начало женское. В совокупности такое расположение стропил характерно для христиан, которые не признавали власти Папы Римского, тоесть, протестантов. Отсюда исследователи делают вывод, что автором герба города Арзамас мог быть протестантом, который таким образом подчёркивал, что вокруг города проживает множество старообрядцев, которые были против никоновских реформ православной церкви, тоесть, выступали против официальной политики властей. Кроме того, данный символ носит также название “Чаша Грааля”, но какое отношение он имеет к городу в данном случае, пока неясно.

Инфраструктура Арзамаса

 

Арзамас - российский город с богатым историческим наследием, переполненный памятниками старины и зодчества.

На протяжении своего развития город постепенно приобрёл большое значение для развития экономики и культуры страны.

Расцвет Арзамаса пришёлся на период советского правительства. Невзирая на проблемы, связанные с энерго- и водоснабжением, городу удалось стать крупным железнодорожным перекрёстком, кроме того, на высоте оказалось культурное развитие города.

На сегодняшний день главная направленность промышленности Арзамаса - это пищевая и шерстеобрабатывающая промышленность. В городе работает крупный спирто-водочный завод и пивоваренный завод, а также большая войлочная фабрика им. С.М. Будённого.

Пищевая промышленность Арзамаса процветает благодаря сырью, поступающему из богатого сельскохозяйственного окружения. В будущем предполагается строительство овощесушильного комбината, что сулит большие перспективы для городского развития. Главным образом работа овощесушильного комбината предполагает сушение лука, то есть связь экономики города с его сельскохозяйственным окружением. Приоритет в сторону пищевой промышленности объясняется связью с ограниченной энергетической базой. Город по прежнему не имеет единой мощной энергосистемы. Каждое крупное предприятие обладает собственной станцией, а бытовые нужды населения удовлетворяются слабой общегородской электростанцией. Существующие энергоустановки работают на привозном топливе - нефти.

Что касается шерстеобрабатывающей промышленности Арзамаса, то на современном этапе она имеет общегосударственное значение. Войлочная фабрика им. С.М. Будённого является крупнейшим предприятием в городе. Также на высоком уровне развито в Арзамасе кожевенно-обувное производство.

В связи с тем, что Арзамас расположен в выгодном транспортном положении, в нем получают развитие новые отросли промышленности, например, машиностроение. Не так давно в Арзамасе стартовал ремонтно-механический завод, выпускающий оборудование для сельского хозяйства.

Довольно перспективно развитие в городе промышленности стройматериалов. Расположение Арзамаса в малолесистой зоне, наличие богатой сырьевой базы благоприятствует развитию производства стройматериалов - кирпича, гипса, черепицы и др.

Транспортная система Арзамаса представлена двумя железнодорожными станциями, автомобильным шоссе, по которому после недавней реконструкции осуществляется активное автобусное сообщение.

3q
Схема градостроительного зонирования

5й
Схема санитарно-защитных зон и коридоров инженерных коммуникаций
4q
Схема водоохранных зон



Транспорт Арзамаса

 

Расположение Арзамаса вблизи транспортных развязок обуславливает торговое и экономическое развитие города.

Город находится в точке пересечения железной дороги Москва-Казань, Н.Новгород - Пенза, через него проходят автодороги Н.Новгород - Саранск и Муром - Арзамас.

Город пересекает магистрали южных направлений – к Вознесенскому, Первомайскому, Лукояновскому, Больше-Болдинскому району и Мордовской республике.

Также здесь проходят коридоры инженерных коммуникаций, в частности газопровод Саратов-Н.Новгород-Череповец, часть которого проложена непосредственно под территорией города. Здесь газопровод имеет ответвления в западном, юго-западном и северо-западном направлениях.
На юге города в направлении Москвы проходит коридор высоковольтной линии электропередач 500 кВ от ВоГЭС.

С юга на север по району восточнее окружной дороги проходит коридор высоковольтной линии электропередачи 220 кВ подстанции «Арзамасский».

Подача воды в Арзамасе осуществляется при помощи водопровода с юго-запада от Слизневского и с северо-запада от Пустынского водозаборов.

Культурные ценности Арзамаса

 

Вот уже на протяжении веков важнейшей ценностью Нижегородской области является город Арзамас. 

Кроме того, что город имеет богатую историю, на современном этапе он отличается развитой муниципальной системой, наличием культурных заведений.
Среди наиболее значительных пунктов культурного развития можно назвать театр драмы, который на сегодняшний день соединился с театром оперы, Центральную городскую библиотеку им. М. Горького, Центральную городскую детскую библиотеку им. А. Гайдара, три музея, две детские музыкальные школы и две детские художественные школы с филиалами, городской Дом культуры, парк культуры и отдыха им. А. Гайдара, кинотеатр.

В общей сложности в учреждениях культуры Арзамаса работает около 800 человек, 12 из которых завоевали звание заслуженных работников культуры, а также заслуженный артист России. Из городского бюджета ежегодно 3% выделяется на финансирование культуры, кроме того, сейчас прослеживается тенденция к увеличению роста внебюджетных средств.

Арзамас традиционно считается научным центром области. Здесь находится несколько ВУЗов, техникумов, достаточно много школ и детских учебных заведений.

Гордостью Арзамаса является уникальный по своему наполнению дендрарий - в нём произрастает около ста видов деревьев, кустарников, представители флоры из разных уголков планеты.

Но всё же главной ценностью города являются его памятники зодчества и старины. С широким размахом в Арзамасе возводились церковные здания, которых в начале XX века насчитывалось 40, среди которых 4 монастыря. "Золотой век" Арзамаса, длившийся почти столетие (1775-1850 гг.), напоминает о себе грандиозными храмами: Вознесенский, Спасо-Преображенский соборы, Гостиный ряд, магистрат, множество сохранившихся церквей и монастырских зданий. Неспроста Арзамас входит в число наиболее значительных исторических городов России.

Арзамас стал родиной многих прославленных людей, сыгравших значительную роль в культурной жизни страны: Патриарх Сергий, архитектор М.П Корфинский, писательница М.С. Жукова. Город неоднократно упоминается в биографии великих людей России. Здесь бывали проездом Екатерина II, А.В. Суворов, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Короленко, К.Г. Паустовский, В.В. Маяковский и др. Арзамас тесно связан с жизнью А. Гайдара и М. Горького, преподобного Антония (Медведева).
6q
Cхема зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий

История развития Арзамаса

 

История гласит, что Арзамас был основан как город-крепость, построенный по приказу Ивана Грозного в 1552 году, когда царь шёл свои третьим походом на Казань.

Сегодня годом рождения города принято считать 1578.

Для возведения крепости было выбрано старинное эрзянское поселение и в последующие годы она сыграла немаловажную роль в обороне юго-восточных границ российской державы. Данное значение крепости нашло отображение в городском гербе.

С 1719 года Арзамас приобрёл статус главного города провинции Нижегородской губернии. Численность населения к 1737 году немного уступала Нижнему Новгороду и равнялась 7 тыс. человек. В 1779 году Арзамас становится уездным городом.

Начиная с XVII века Арзамас становится важным транзитным узлом в направлении из Москвы в юго-восточные регионы России. Это способствовало успешному развитию торговых отношений, Арзамас был известен как город самого лучшего лука и гусей (отсюда и прозвище всех арзамассцев "луковники" и "гусятники"). Также Арзамас славился своими кожевенными выделками, которые пользовались большой популярностью в Англии, Франции и Германии.

Уже в XVIII веке Арзамас был местом пересечения до десятка значительных торговых трактов. Это стало толчком к бурному развитию города в этот период. Стала стремительно расти численность городского населения, развиваться торговля и промышленность. В истории Арзамаса этот период принято называть "золотым веком", который продолжался на протяжении столетия. Для арзамасских купцов это были по истине золотые времена, когда они быстро богатели, что, в свою очередь, благоприятно сказалось на общем городском облике.

На ряду с другими уездными городами Арзамас в 1781 году получил проект планировки, но недостаточное осведомление проектировщиков с местным рельефом потребовало в дальнейшем значительной корректировки. Окончательный план города был разработан после пожара 1823 года, эта планировка существует и по сей день.

В застройке Арзамаса с особым размахом возводились храмы, только к нач. XIX в. было выстроено 36 масштабных церквей, которые часто по своей архитектуре превосходили даже столичные.

Наиболее известным и грандиозным храмом в Арзамасе считается Воскресенский собор, построенный в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Собор сохранился до наших дней и занимает главенствующее место в общем облике города.

Воскресенский собор



00903_20050523_025018


Стоит собор в знаменательном центре Арзамаса - на Соборной площади. И, конечно, это главная достопримечательность города, которую лицезреет каждый, кто приезжает ознакомиться с этим старым русским городом. Всё-таки, как можно не заметить величавый храм, возвышающийся на большом холме а также приметный даже издалека.

Поистине, основное, что бросается в глаза, это конечно его очень большие размеры а также основательность. Храм достойный Санкт-Петербурга, никак не меньше.

Если уж говорить о цифрах, то Воскресенский собор, который в отношении образует крест, расположенный на квадрате, несет в себе габариты высоту в 47 метров а также габариты 64 х 64 метра.

При СССР Воскресенский собор, в Арзамасе, без сомнения был наибольшим функционирующим храмом. Да и в наше время, у него мало соперников в этом деле, хоть в 1-ую 10-ку наиболее больших храмов Российской федерации он все-же не входит. В истории собора случались торжественные события, в то время, когда, в дни празднеств непосредственно под его крышей собиралось вплоть до 12 000 человек - число, сравнимое с такими великанами, как Храм Христа Спасителя в столице.

Воскресенский собор не только храм, это дополнительно и монумент, так как был воздвигнут в честь триумфа русского народа над Наполеоном в 1812 году. Годы постройки: 1814-1842.

Из 24-х лет сотворения такого шедевра около семи лет ушло на сооружение несущих стен, укладку кирпича, а потом 21 год - на роспись а также на внутреннюю отделку.

Автор Воскресенского собора, конструктор Коринфский, был родом из Арзамаса. С успехом отучившись в Петербурге (один из наставников - известный архитектор Воронихин, создавший Казанский собор), талантливый молодой зодчий вернулся в родной Арзамас вместе с планом храма столичного размаха, сильно схожего с тем, что он возводил вместе со своим уважаемым наставником.

В Советское время собор намеревались подорвать. Поднялся большой шум, собор отстояли. Однако тут организовали Музей атеизма. На счастье, просуществовал он немного. Уже в завершение Великой Отечественной войны собор возвратили церкви.

Роспись в соборе необыкновенная - и по технике и по масштабу полотен. На 14-ти картинах с библейскими сюжетами представлены фигуры величиной в человеческий рост и больше.

Почти все фрески в соборе монохромные, выполненные в технике альфреско. Технические приёмы предполагают работу тушью по влажной штукатурке. Работа, надо заметить, филигранная, на одном дыхании. Стоило пропустить время, и дать штукатурке подсохнуть, её сбивали и всю работу проделывали вновь. Опытные мастера, которые создали это волшебство - Осип и Александр Серебряковы (отец и сын). В дальнейшем Осип Серебряков написал портрет Серафима Саровского, ставший наиболее прославленным среди известных его работ.

Расцветка фресок - светло-каштановая. Именно благодаря столь спокойным расцветкам, а кроме того наличию 24 окон, собор выглядит внутри просторно и светло. Все это видно по снимкам. Наверное, это самый "воздушный" собор. Тут дышится легко.

В храме множество старых икон: икона Божией Матери «В родах Помощница», икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами мощей, мироточащая икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»), казанская икона Божией Матери, немного образов Серафима Саровского. Все из них, как бы это ни казалось странным, сохранились по причине того, что располагались в храме в то время, когда тут располагался Музей атеизма.

Основных святынь в Воскресенском соборе две: чудотворный резной образ Николы Можайского (XVI век) и еще чудотворный Животворящий Крест Господень.


00903_20101218_222025

00903_20130922_184716

00903_20150520_130935

00903_20150520_131138

00903_20150520_132231

00903_20150520_133017

00903_20150520_134837

00903_20150520_141832

00903_20150526_001339

00903_20150526_001436

00903_20150526_001552

00903_20150526_001827

00903_20150530_235034

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Показывать новый комментарий: внизу / вверху

Алекс 07.06.2021 14:09
-1 0 +1

Содержание статьи очень и очень устарело.